В работе «круглого стола» приняли участие представители управляющих компаний, а также приглашенные эксперты краевых ресурсоснабжающих организаций всех сфер ЖКХ: энергосбытовых и электросетевых компаний, водоканалов, теплосетей, а также службы судебных приставов и другие. Возглавил работу «круглого стола» заместитель министра ТЭК и ЖКХ Краснодарского края В. А. Якушев. В качестве эксперта в обсуждении приняла участие генеральный директор АО «НЭСК» Ю. В. Базылева.
Основной темой дискуссии стала задолженность потребителей перед ресурсоснабжающими организациями. В.А. Якушев, открывая заседание, отметил, что любая коммунальная услуга должна быть оплачена, иначе проблем в ЖКХ не избежать. По его словам, в Краснодарском крае по состоянию на 1 мая текущего года просроченная задолженность потребителей составила 13 миллиардов рублей, и долг продолжает расти. На долю энергетиков приходится порядка 3,6 миллиарда, столько же должны теплосетям, перед газоснабжающими организациями долг немногим меньше — 3,5 миллиарда рублей.
КТО НЕ ПЛАТИТ И ПОЧЕМУ?
Проблема неплатежей в ЖКХ характерна для различных регионов страны. В целом по России общая сумма долга перед ресурсоснабжающими организациями превысила 800 миллиардов рублей. Рост неплатежей вынуждает энергоснабжающие компании урезать расходы на инфраструктуру и отказываться от реализации инновационных проектов. Как результат – режим ограничения поставки услуг или полное отключение должника.
В. А. Якушев обратил внимание на то, что работа по мониторингу задолженности потребителей в сфере ЖКХ является приоритетной. Этому вопросу уделяет особое внимание весь административный аппарат: администрация края, министерство ТЭК и ЖКХ, руководства муниципальных образований.
Практика показывает, что рядовые граждане — куда более дисциплинированные плательщики, нежели управляющие компании (УК), ТСЖ и ЖСК. Самая распространенная причина неплатежей — когда УК тратят деньги, полученные от граждан, не на оплату поставленных ресурсов, а на иные нужды. В лучшем случае эти средства действительно идут на благо жителей, например, на текущий ремонт, благоустройство внутридомовых территорий или строительство детских площадок. В худшем случае УК мошенническим способом выводят средства на другие счета под видом траты на текущую деятельность.
Одним из выходов решения этой проблемы Минстрой РФ считает переход ресурсоснабжающих организаций на прямые договоры с гражданами-потребителями, проживающими в многоквартирных домах (МКД). При переходе на прямые договоры население получает возможность оплачивать счета напрямую поставщикам коммунальных услуг, по отдельным платежкам. При этом у каждого жителя МКД будет договор на поставку электроэнергии, газо-, водоснабжение и так далее.
Генеральный директор АО «НЭСК» Ю. В. Базылева так прокомментировала этот вопрос: «Мы с большим удовольствием работаем с гражданами потребителями по прямым договорам энергоснабжения. Цифры говорят сами за себя: задолженность населения по таким договорам обычно кратна месячному потреблению, а задолженность управляющих компаний и ТСЖ — двум месяцам».
КАК БОРОТЬСЯ С НЕПЛАТЕЖАМИ?
Для повышения платежей в ЖКХ и снижения задолженности ФЗ № 307 «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с укреплением платежной дисциплины потребителей энергетических ресурсов» ужесточает ответственность за оплату услуг населения перед УК и ТСЖ и между УК и ресурсоснабжающими организациями (водоканалами, теплоснабжающими организациями и энергетиками).
Помимо упомянутого выше перехода на прямые договоры с потребителями, Закон предусматривает увеличение пеней за просроченные платежи. Однако не все участники «круглого стола» поддерживают эту инициативу, так как финансовый кризис сказался на благополучии рядовых граждан. Стоимость, в частности, электроэнергии увеличивается каждый год. Цифры в квитанциях у потребителей соответственно растут, а платежная дисциплина ухудшается. Помимо самого долга гражданину начисляют пени, и, как следствие, пропустив оплату за два-три месяца, потребитель из категории «добросовестный» переходит в категорию «неплательщик». В лучшем случае такой потребитель оплачивает долг частями, а в худшем — начинает попросту воровать энергоресурс. Так появляется новая проблема — безучетное потребление.
Вместе с тем, как считает управляющий директор ОАО «Кубаньэнергосбыт» В. А. Рожков, мера по начислению пеней будет эффективной по отношению к тем, кто не платит за услуги ЖКХ по причинам, не связанным с финансовыми трудностями, а вызванным скорее нежеланием или привычкой оплачивать счета сразу за несколько расчетных периодов.
Участники «круглого стола» сошлись во мнении, что говорить о результатах эффективности или неэффективности ФЗ № 307 рано. В полной мере еще не заработал ни сам Закон, ни подзаконные акты. В первую очередь речь идет о перечне неотключаемых объектов, так как основными должниками являются предприятия ЖКХ и иные организации, ограничение поставки энергоресурсов которым может привести к экологическим, экономическим и другим последствиям (Постановление Правительства РФ от 04.05.2012 № 442).
«Перечень таких объектов должен быть досконально проработан и минимизирован, чтобы у недобросовестных потребителей этой категории не было возможности манипулировать и спекулировать своим положением. К сожалению, сейчас такие организации есть», — отметил В. А. Якушев. «Обсуждение по реестру уже идет, но сам принцип и механизмы его формирования должны быть утверждены постановлением Правительства России», — добавил заместитель министра.
Самыми крупными неотключаемыми неплательщиками в крае являются предприятия Министерства обороны РФ и АО «Оборонэнергосбыт», долг которых только перед АО «НЭСК» составляет более 300 миллионов рублей. Помимо энергетиков объекты Минобороны должны и другим предприятиям ЖКХ. Например, задолженность перед водоканалом составляет порядка 50 миллионов рублей. Однако и сами водоканалы, являясь неотключаемым объектом, пользуются своим положением. На начало мая текущего года долг крупных водоканалов-неплательщиков перед АО «НЭСК» превысил 137 миллионов рублей.
Сложность взыскания задолженности с таких потребителей состоит в том, что все доступные методы, такие как обращения в прокуратуру, полицию и регулирующие органы, не приводят к видимым результатам. Взыскать долг с неотключаемого неплательщика практически невозможно. Складывается такая ситуация, что фактическое потребление этих должников полностью ложится на плечи снабжающей организации в виде убытков.
По мнению участников «круглого стола», необходимо привлекать к ответственности собственников неотключаемых объектов, которые с использованием указанной схемы уходят от обязанности по оплате счетов за услуги ЖКХ.
ЧТО ТАКОЕ КАССОВЫЕ РАЗРЫВЫ И КАК С ЭТИМ БОРОТЬСЯ?
По мнению участников «круглого стола», существенной недоработкой закона № 307 является несогласованность сроков оплаты коммунальных ресурсов для разных категорий плательщиков. Так, население может не платить за услуги ЖКХ в течение месяца, в то время как на тепло- и водоснабжающие организации уже с первого дня просрочки начисляются пени. В самом невыгодном положении находятся гарантирующие поставщики, которые за свою задолженность перед предприятиями оптового рынка с первого дня платят штрафы и неустойку. Энергосбытовым компаниям зачастую сложно спрогнозировать уровень платежей населения, в результате чего создается большой кассовый разрыв (в несколько месяцев), покрывать который приходится за счет кредитных средств.
Однако, по словам экспертов «круглого стола», еще одной недоработкой Закона является то, что он может вызвать увеличение судебных исков внутри системы ЖКХ. Одни предприятия будут выставлять счета другим уже с учетом накопленных пеней, при этом даже положительное судебное решение по иску о взыскании задолженности с неплательщика не гарантирует ресурсоснабжающей организации поступления этих средств на счет.
«Зачастую ответчику просто нечем платить — ему самому должны, — комментирует начальник отдела по взаимодействию со СМИ управления Федеральной службы судебных приставов Е. А. Лысечко. — Есть вероятность, что к концу года мы столкнемся с ростом просроченной задолженности и банкротством ряда предприятий. За 5 месяцев текущего года в службу судебных приставов по Краснодарскому краю поступило 33 тысячи производств на общую сумму 987 миллионов рублей. Для сравнения: за весь 2015 год принято в производство 30 тысяч дел. В этом году уже возвращены 430 дел, по которым взыскать задолженность не представляется возможным — у ответчиков попросту нет имущества и средств, которые можно арестовать», — заключила Е. А. Лысечко.
ИТОГИ «КРУГЛОГО СТОЛА»
В завершение мероприятия заместитель министра ТЭК и ЖКХ Краснодарского края В. А. Якушев подчеркнул, что на повышение платежной дисциплины потребителей помимо обсужденных вопросов изменения законодательства может повлиять улучшение общего уровня информированности потребителей об изменениях в законодательстве в сфере ЖКХ. Он отметил, что только грамотный потребитель может в полной мере оценить последствия своего халатного отношения к оплате услуг ЖКХ.
Результатом работы «круглого стола» станет резолюция, которая будет направлена в Законодательное собрание Краснодарского края и Министерство энергетики РФ.
Подготовила А. В. Шишкина
ТЭК КУБАНИ АПРЕЛЬ–ИЮНЬ 2016 № 2 (62)